Гитара для Вас

Опции
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа первого года обучения.

Программа первого года обучения. Программа может корректироваться в процессе работы, однако базовый вариант должен быть. Перечень учебно-методического материала( пьесы, этюды, песни, упражнения и т.д.) тоже может быть расширен или изменён. В резерве около 1000 единиц мелодий и упражнений различной сложности.

  Программа дополнительного образования в

 области музыкального искусства.

 

 

 

Гитара шестиструнная

 

Для учащихся 1-го года обучения

музыкальных отделений Детских школ искусств,

 Детских музыкальных студий и кружков.

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

 

 

 

 

                                          г. Москва 2015-16  гг.

 

 

 

 

 

         1.Методическая база.

                           1.1Существует типовая программа, разработанная Министерством Культуры РФ автора: Г.А. Ларичева (1988г.), где содержаться: краткие методические указания, программные требования с учетом индивидуального подхода,  успеваемости, итоговых требований, а также приведён список репертуарной и методической литературы.

                        

1.2.Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.),

1.3. Программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100»),

1.4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год).

                       Логика изложения и содержание программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего и специального образования по музыке. 

               В данной программе, помимо основных разделов,  имеет место включение в образовательный процесс следующих направлений: история исполнительства, новые музыкальные произведения тематического характера, культурно- национальный  компонент, посещение концертов  ведущих исполнителей на гитаре и других инструментах, просмотр видео- и аудиозаписей с их выступлениями. Основной элемент  новизны состоит в обязательном привлечении учащегося к коллективному творчеству (участию в деятельности детского ансамбля, музыкальной группы).   

                 2.Актуальность реализации программы.

            Актуальность реализации программы определяется:

           - востребованностью  занятий по данной специализации,

           - соответствием  образовательным и воспитательным задачам  школы, запросам  родителей учащихся,

           - а также возможностью решать задачи формирования общей культуры личности, задачи адаптации личности к жизни в обществе,

           - решением духовно- нравственных и эстетических задач, определенных в Федеральном Законе РФ «Об Образовании», в концепции художественного образования в РФ, в федеральных и региональных программах.

 

               В соответствии с ФЗ РФ «Об Образовании» содержание программы направлено на: создание условий для развития личности ребенка, ее мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте с духовно- нравственными и эстетическими идеалами, формирование художественно- практической компетентности, подразумевающей овладение средствами музыкальной выразительности, воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству.

 

               Помимо основной специализации программа  имеет составляющую общеобразовательного характера обучения, воспитания и реализации личности в творческой деятельности.

 

                 3.Цель программы.

               Цель программы   заключается в общем развитии учащихся и получении навыков исполнения на гитаре произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства.

 

                 4.Конкретные задачи.

                  -обучение игре на гитаре, развитие технических и художественных навыков учащихся,  работе над техникой  изучаемого музыкального произведения с целью раскрытия художественного замысла произведения.

                  -внимательное  проигрывание  учащимися авторского текста, повышение требовательности к качеству звукоизвлечения и соблюдению аппликатуры, анализ технических трудностей;

                  -приобщение к шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства,

                  -выявление и поддержка одаренных детей, обеспечение условий для их образования и творческого развития, расширение кругозора учащихся.

  5.Организация учебного поцесса.

Данная программа рассчитана на 1(или 2 - облегчённый режим занятий) год обучения и предполагает занятия: по 2(45х2 мин.) часа в неделю.

 Учащиеся принимаются в возрасте 8-15 лет.

Основной формой учебной работы в является урок, проводимый в индивидуальной или групповой форме. При групповой  форме обучения: одновременно с двумя – тремя учениками. Групповые занятия создают в классе коллективную творческую атмосферу, а также позволяют знакомить учеников с основами ансамблевой игры.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного на самоподготовку. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой.

                   Основные методические рекомендации.

      В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о гитаре, как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

Посадка


          Посадка является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит органичной слитности исполнителя с инструментом. При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Головка грифа располагается на уровне уха гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение.
 

Постановка правой руки


Постановка правой руки - один из важнейших компонентов формирования качества звучания. Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым и находится чуть выше пястных суставов относительно деки. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.

 

3вукоизвлечение


           Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка - не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой.  В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти  тонкие и хрупкие, то можно применять безногтевой способ.

Приемы звукоизвлечения


           Существует два основных приема звукоизвлечения: «тирандо» и «апояндо» Приёмом. «тирандо» может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траектория движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну. Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до неё. Такой прием называется «апояндо». «Апояндо» - прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию.

Постановка левой руки


     Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая. При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы сгибаются круче.

 

                 Краткое содержане предмета.

                                 Первый  год обучения

 

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка, постановка рук. Аппликатурные обозначения. Освоения приемов тирандо и апояндо. Игра большим пальцем правой руки. Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Качество звучания, ритм. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре одноголосных мелодий путем чередования пальцев правой руки. Игра мелодии с басами как открытыми, так и закрытыми. Игра гамм в одну-две октавы в первой позиции.

             В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 30-50 музыкальных произведений (по каждой теме 3-5) и иметь постоянный рабочий репертуар в 10 произведений. Это могут быть: народные песни, пьесы танцевального и песенного характера, этюды. Обязательно: игра в  ансамбле вместе с преподавателем и др. учащимися. Хорошо подготовленным учащимся рекомендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, ознакомление с приемом баррэ. Важны навыки чтения табулатуры, как средства быстрого освоения нотной записи.         Работа над различными постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением, ритмом и динамикой. Развитие музыкально-образного мышления.  Подготовка к игре в ансамбле на примере простого материала.

 

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН:

1 класс-первый год.

Учебный элемент

Количество часов

 

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.       

 

 

 

 

 

Постановка исполнительского аппарата

 

История исполнительства

 

Музыкальная грамота

 

Учебно – техническая работа

 

Художественно- музыкальная работа

 

Художественное воспитание

 

Концертная деятельность

 

Всего : 72 часа

 

15

 

2

 

5

 

40

 

3

 

3

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснения к плану.

Постановка исполнительского аппарата. Выявление особенностей игрового аппарата учащегося и его соответствие инструменту. Правила посадки за инструментом: высота стула, расположение на стуле, постановка корпуса, головы, предплечья, плеча, рук, локтей, кистей, ладоней, пальцев, фаланг. Мышечная свобода. Расположение инструмента. Нумерация пальцев. Работа над организацией игровых движений, целостным видением грифа, пониманием основных закономерностей его строения. Устройство шестиструнной гитары.

История исполнительства. Возникновение струнных щипковых инструментов (XIII в. до н.э.). Семейство лютневых (саз, ситар, нефер, дутар, кефара).

Основные понятия : пьеса, полька, этюд, танец, крупная форма, полифония.

Музыкальная грамота. Скрипичный ключ.  Название нот, расположение их на нотоносце. диапазон гитары. Расположение нот на струнах и ладах грифа, изучение их записи, строй гитары.

      Такт и тактовая черта. Ритм, размер 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия. Аккомпанемент. Тон и полутон. Гамма, хроматизм. Тоника. Тоническое трезвучие. Лад, мажор, минор. Мотив, фраза, предложение. Лига. Реприза. Затакт. Кульминация.

      Музыкальные термины : p, pp, mezzo, mp, mf, f, ff,  crescendo, diminuendo, legato, non legato, staccato.

Учебно – техническая работа.

      Различительные функции правой и левой рук. Применение позиционной аппликатуры,

      первая позиция. Освоение метроритмического соотношения звуков. Работа над кистью

 правой руки. Освоение основных способов извлечения звуков. Первоначальные действия большого пальца правой руки. Двойные ноты. Правила смены позиций. Работа над первоначальными действиями левой руки.

      Художественно – музыкальная работа.

      Работа над выразительностью произведений (соотношения мелодии и аккомпанемента;

      мотив, фраза). Темп и динамика,  как средство выразительности и образности. Работа над

      осмыслением  содержания музыкального текста и характера музыки. Понятие

      художественного образа, музыкального образа, музыкальных средств выразительности

      (информация об авторе и   произведении). Эстетические и этические категории в

       музыкальном произведении : добро  и зло, прекрасное и безобразное и др.

      Художественное воспитание.

      Беседы о музыкальном искусстве, исполнителях на народных инструментах. Просмотр

      видеозаписей, прослушивание аудиозаписей ведущих исполнителей- гитаристов: Н.Кошкина, А. Селютиной, А. Вещицкого, В. Козлова и др.; посещение концертов, фестивалей, конкурсов.

      Концертная деятельность.

      Выступления на общих праздниках совместно с преподавателем и учащимися с 5-7

      хорошо отрепетированными произведениями.

      В конце первого года обучения учащийся должен знать:

Основные правила постановки и посадки за инструментом, историю возникновения струнных щипковых инструментов (XIII в. до н.э.), основные понятия и термины, отличительные особенности песни, марша, танца, сведения об исполняемых произведениях и их авторах, основную музыкальную терминологию.

      В конце первого года обучения учащийся должен уметь: точно воспроизводить нотный

      текст (звуковысотно, метроритмично, динамически и  артикуляционно – правильно, с

      хорошим звукоизвлечением); самостоятельно контролировать свободу мышц и постановку

      рук; предвидеть и предслышать исполняемую мелодию; играть программу без остановок;

      эмоционально переживать исполняемый  материал.

 

 

      Первое полугодие.Упражненя .

Упражнения для развития мелкой техники, подвижности игрового аппарата.

  1. Исполнение групп нот с использованием первоначальных независимых действий большого пальца правой руки на 6-ой, 5-ой, 4-ой струне.
  2. Игра групп нот с опорой на каждой струне, за исключением шестой, с защипыванием указательным и средним пальцами правой руки.
  3. Игра групп нот с переходами от одной струны к другой, с использованием чередований указательного и среднего пальцев правой руки.

                                Гаммы:  До, соль мажор в одну и две октавы

Второе полугодие. Упражнения.

      1.  Игра групп нот четвёрыми длительностями с последовательными действиями большого,

           указательного и среднего пальцев, применяя 2 аппликатурные формулы: p, i, m и p, m,i.

      2.  Игра групп нот в первой позиции восьмыми длительностями, применяя 1,2,3,4 пальцы с

          чередованием i, m, Р.

      3. Исполнение различных групп нот на 1-3 струнах с чередованием безымянного и

          среднего пальцев правой руки. 

                                     Гаммы : Ля минор (трех видов) в 1-2 октавы.

          В течении учебного года учащийся должен исполнять: 10 различных музыкальных

          произведений (детские песни, обработки народных песен и танцев, этюды, пьесы). На

          контрольный урок в конце года выносятся три разнохарактерных произведения.

         Примерный репертуарный список для учащихся первого года обучения:

Техника пальца Р

            1.«Во саду ли, в огороде» (обр.Машков А.Н.)

            2.«Во поле береза стояла» (обр.Машков А.Н.)

            3.«Каравай». Р.Н.П. (обр.Машков А.Н.)

            4. «В пешере Горного Короля»Э.Григ.Фрагмент. (обр.Машков А.Н.)

          5. Р.н.п. «Вечерний звон» (обр.Машков А.Н.)

 

Техника чередования пальцев на мелодических струнах

            6.«Ходила младёшенька», обр. (обр.Машков А.Н.)

7. «В лесу родилась елочка» - Н. Бэкман. (обр.Машков А.Н.)

8.   «Бабье лето» - Д. Дасэн. (обр.Машков А.Н.)

9.   «Крестный отец» - Г. Манчини. (обр.Машков А.Н.)

         10. Гладков «Песенка львёнка и черепахи» (обр.Машков А.Н.)

         11.Укр.н.п. «Нiч яка мiсячна» (обр.Машков А.Н.)

12. Шаинский «Кузнечик» (обр.Машков А.Н.)

13.   «Катюша» - М. Блантер.(обр.Машков А.Н.)

14.    «Мекки – нож» - К. Вайл. (обр.Машков А.Н.)

 

Смешанная техика (на все пальцы правой руки)

15. Мокроусов «Одинокая гармонь» (обр.Машков А.Н.)

16. Калинин «Маленький испанец»

17. Варламов «На заре ты её не буди» (обр.Машков А.Н.)

18. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде» (обр.Машков А.Н.)

19. Р.н.п. «Во поле берёзка стояла» (обр.Машков А.Н.)

26. Р.н.п. «Ходила младёшенька» (обр.Машков А.Н.)

20. Сагрерас «Этюд» (a-moll)

21. Р.н.п. «Коробейники» (обр.Машков А.Н.)

22. Р.н.п. «Ой, при лужку» (обр.Машков А.Н.)

23. Анг.н.п. «Зелёные рукава»

13. Карулли «Вальс» (C-dur).

            Арпеджио и элементы аккордоврй техники

24. Каркасси «Андантино» (C-dur).

25. Каркасси «Прелюдия» (C-dur).

26. Каркасси «Этюд» (a-moll)

27. Иванов-Крамской «Шутка»

28. Шварц-Рейфлингер «Прелюдия»

29. Каркасси «Андантино» (C-dur)

30. Каркасси «Аллегретто» (C-dur).

31. Каркасси «Андантино» (a-moll).

32. Джульяни «Аллегро»

33. Диабелли «Модерато»

               Дополнительный материал

34.Георг Гершвин. Summertime. (обр.Машков А.Н.)

35.Yesterday/ Beatles. (обр.Машков А.Н.)

36.Антошка.В.Шаинский. (обр.Машков А.Н.)

37. «Ах, Самара, городок»Р.Н.П. (обр.Машков А.Н.)

38. Две гитары.Романс. (обр.Машков А.Н.)

39. «Ехал казак за Дунай».У.Н.П. (обр.Машков А.Н.)

40. «Кармен».Ж.Бизе. Фрагмент. (обр.Машков А.Н.)

41. «Песенка Леопольда»(м.ф). (обр.Машков А.Н.)

42. «Песенка Мышонка»(м.ф). (обр.Машков А.Н.)

43. «Танец утят».Ф.Н.П. (обр.Машков А.Н.)

44. «Чунга-Чанга».(м.ф).В.Шаинский. (обр.Машков А.Н.)

45. «love-me-tender».Э.Пресли. (обр.Машков А.Н.)

46. Мелодия русских народных частушек.

47.Ты ж пене пидманула.Укр.н.п.

48.Степь, да степь кругом. Р.Н.П.

49.Пощание славянки. Марш.

50.Свиридов.Романс.

51.Санта Лючия.

52.Болеро.М.Ровель.

53.Пчела и бабочка. Фокстрот.

54.Путники в ночи. Б.Кемпферт.

55.Пряха.Р.Н.П.

56.Романс «Ночь светла»

57.Ода «К радости».Л.Бетховен.

58.Есть только миг. А. Зацепин.

59.Гори, гори, моя звезда. Романс.

60.Вы шумите, берёзы.Э.Ханок.

61.В лунном сияньи. Романс.

62.Ах, ты, душечка.Р.Н.П.

63. Tomaso Giovanni Albinoni - Adagio in G minor. Переложение: Машков А.Н.

64.Токатта и фуга. Иоганн Себастьян Бах. Переложение: Машков А.Н.

65. Барыня. Русская народная песня-танец.

66.Гопак. Украинская народная песня-танец.

67. Цыганская венгерка.

68. Караван Дюк Элингтон.

69. Дом Восходящего солнца.

70. Чай вдвоём. Винсент Юманс.

71 Паганини. Каприс 24. Фрагмент.

72. Артист эстрады. Рэгтайм. С.Джоплин.

 

 

Каждое произведение репертуара (в том числе и классическое) содержит помимо нот табулатуру, аккорды, а если это песня, то и слова. Материал заранее отпечатан на формате А4, содержит все необходимые комментарии.

 

Репертуар для ансамбля формируется из списка рабочего репертуара.

Из репертуара выбирается наиболее удачная или подходящая под тот или иной праздник мелодия, репетируется с преподавателем и другими учащимися.   

 Приветствуется исполнение произведений, предложенных обучающимися.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;

-  приобретение навыков творческой деятельности;

-  умение планировать свою домашнюю работу;

- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду;

- формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

-  уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;

-  понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

-  определение наиболее эффективных способов достижения результата.

 

 

Чтение с листа комбинированной формы записи нотного текста (наличие табулатуры).

 

 Умение читать с листа после первого года обучения (при наличии комбинированной записи текста) – следствие и условие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 Умение позволяет интерпретировать авторский текст, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

Умение воспитывает навыки слухового контроля и управления процессом  исполнения музыкального произведения;

Умение предполагает наличие творческой инициативы и представлений о методике разучивания музыкальных произведений и о приемах работы над исполнительскими трудностями;

 Умение предполагает наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

 

Ансамбль

Сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства позволяет демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.

 Расширяются познания в области ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для гитарного дуэта, так и переложений других произведений) различных отечественных и зарубежных композиторов.

 Появляются навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

Формы и методы контроля, система оценок

 

         Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, технических зачетах, а также на открытых концертах, конкурсах и прослушиваниях к ним. Проведение технического зачёта можно проводить в форме творческого испытания: предлагать учащемуся наряду со сдачей гамм и этюдов выполнить творческие задания.

            Экзамен проводится в соответствии с действующим учебным планом в конце года обучения. По некоторым темам  учебный год завершается зачетом. На выпускные экзамены выносят четыре произведения различных жанров и форм. В течение учебного года учащиеся выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

            Учащиеся выступают на  концертах, которые проводятся систематически 2 раза в год и технических зачетах, проводимых также 2 раза в год.

            Проверка умения читать с листа, подбирать по слуху осуществляется на 1-2 контрольных уроках в течение учебного года. Контрольные уроки такого рода оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки.

            Оценка на выпускных концертах выставляется  по 5-тибальной шкале.

 

Условия  реализации примерной программы учебного предмета.

 

 

 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- наличия учебного кабинета

- зал для концертных выступлений

 

Оборудование учебного кабинета:

  - гитары;

  - пульт;

  - стулья.

 

Технические средства:

- СD и DVD - плеер для просмотра видеозаписей и для прослушивания необходимой для урока музыки; компьютер, микшер и микрофон для пробных записей на уроке; ударная установка для репетиций ансамбля.

- метроном.   

 

 

Список литературы используемой в процессе реализации программы.

Школы и учебные пособия

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934, 1938, 1983, 1985.
  2. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.
  3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964 - 2002.
  4. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977 - 1987.
  5. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002.
  6. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1995, 1999, 2002.
  7. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М., 2003.
  8. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.

Сборники

  1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. Х. Ортеги. М., 1979.
  2. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1989.
  1. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. М.- Л., 1934.
  2. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1986.
  1. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. Л., 1962.
  2. Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1984, 1988.
  3. Восемь пьес для шестиструнной гитары / Аранж. А. Иванов-Крамской. М.- Л., 1946.
  4. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М.- Л., 1947.
  5. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983.
  6. Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. М.,1972.
  1. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть 1/ Сост. и ред. А. Гитман. М., 1997.
  2. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М., 1998.
  3. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2 / Сост. А. Гитман. М., 2002.
  4. Морено- Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. М., 1981, 1984.
  5. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1986.
  1. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1989.
  2. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1992.
  1. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. l / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1970
  1. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1971
  1. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1977.
  1. Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1973.
  1. Педагогический репертуар гитариста. Вып. l. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1966.
  1. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. М., 1967.
  1. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 5. / Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1969.
  1. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М., 1999.
  2. Пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. К. Хрусталев. М.- Л., 1948.
  3. Репертуар гитариста: Избранные пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. П. Агафошин. Серия I-II. Альбомы 1-7. М., 1930, 1931.
  1. Санс Г. Пять сюит / Ред. Х. Ортеги. М.,1979
  2. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Под ред. П. Агафошина. М., 1932.
  1. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. М.- Л., 1939.
  1. Сборник классических этюдов для шестиструнной гитары в 3-х частях / Сост. В. Яшнев. Л., 1934, 1935.
  1. Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. М.- Л., 1939.
  1. Сборник пьес для шестиструнной гитары. Альбом 8 / Под ред. П. Агафошина. М., 1933.
  1. Сборник пьес для шестиструнной гитары. Сост. Е. Рябоконь и И. Клименков. Л., 1962.
  1. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1975.
  1. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Ред. А. Сеговии. ГИД М., 2000.
  2. Старинная музыка: Для шестиструнной гитары. Сост. И. Поликарпов. М., 1971.
  3. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. Сост. Е. Ларичев. М., 1983.
  4. Хрестоматия для шестиструнной гитары. вып. 1. Сост. П. Вещицкий. М., 1958.
  1. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 2. Сост П. Вещицкий. М., 1959.
  2. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 3: Этюды и пьесы. Сост. П. Вещицкий. М., 1960.
  1. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4. Сост. Ц. Вамба. М., 1961.
  2. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкапьных школ. Вып. l. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976.
  3. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып. l. Сост. Е. Ларичев. М., 1972.
  4. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев. М., 1983, 1985.
  5. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев. М., 1984, 1986.
  6. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. Сост. Н. Михайленко. Киев, 1983.
  7. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1984.
  8. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1980, 1984.
  9. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1981, 1985.
  10. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1982, 1986.
  1. Этюды для шестиструнной гитары. М., 1962.
  2. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. И. Пермяков. Л., 1987.
  3. Этюды для шестиструнной гитары .Сост. П. Агафошин. М.- Л., 1950.
  4. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. Д. Карпович и Е. Рябоконь. Л., 1961.
  5. Aguado D. Studies for Guitar / Ed. Z. Tokos Budapest, 1984.
  6. Bach J.S. Lautenwerke / Musica per chitarra. Budapest, 1980.
  7. Giuliani М. 24 leichte Etьden fьr Gitarre, ор. 100 / Herausg. В. Henze. Leipzig, 1977.
  8. Italienische Meister der Gitаrrе / Herausg. В. Henze Leipzig, 1977.
  9. Кlassiker der Gitarre. Band 1. Leipzig, 1977.
  10. Klassiker der Gitarre. Band 2. Leipzig, 1978.
  11. Кlassiker der Gitапе. Band 3. Leipzig, 1979.
  12. Кlassiker der Gitarre. Band 4. Leipzig, 1980.
  13. Кlassiker der Gitarre. Band 5. Leipzig, 1981.
  14. Sor F. 24 leichte ьbungen fьr Gitarre ор. 35, I-II / Herausg. U. Реtег. Leipzig, 1977.

  Некоторые источники, используемые

                         для составления данной программы.

  1. ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И МУЗЫКАЛЬНЫХОТДЕЛЕНИЙ ШКОЛ ИСКУССТВ.МОСКВА 2002.Одобрена Научно-методическим центром по художественному образованию.Министерство культуры Российской Федерации.

     

    Составители:           В.А. Кузнецов, старший преподаватель Московского государственного института музыки . института мА.Г. Шнитке,
                лауреат всероссийского и международного конкурсов

    А.Ф. Гитман, преподаватель Детской школы искусств № 3 ИМ. С.Т. Рихтера (г. Москва)

    Рецензенты:             Н. А. Комолятов, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист РФ.

    А. П. Мартынов, преподаватель Детской музыкальной школы № 64, заслуженный артист РФ

    Редактор:     О. Н. Соколова
    Программа разработана на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы.

     

      2.Программа  на основе "Примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования"             2009 г.Автор: Геронтьева  Т. В., учитель  музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары. Август 2012 год.

 

 

 

      3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО КЛАССУ   ГИТАРЫ.

Муниципальное образовательное  учреждение основная образовательная школа № 30. Дополнительное образование детей.

Согласовано  зам.директора по Д.О. Васюра Т.В. Утверждено директор МОУ ООШ №30 Н.А.Быстрова.2007г. Сургут. Педагог ДО :Овчаренко Н.Н.                                                   

                                                                               

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  (Стандарты второго  поколения.Москва «Просвещение», 2009 г.), 
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год).

 

 

 

 

 

                                                                                     

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Arkan (27.07.2014)
Просмотров: 6258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]